В целях совершенствования нормативно-правовых актов в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в Российской Федерации приняты Федеральные законы от 29.05.2023 № 185-ФЗ и от 08.08.2024 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 220 – ФЗ), вступившие в силу с 1 сентября 2024 года.
Уточнен порядок прекращения или приостановления действий свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, а именно – дополнена статья 29 Закона 220 – ФЗ п. 9, 10 и 11. Данными пунктами установлено прекращение свидетельства при вступлении в законную силу решения суда о признании открытого конкурса недействительным, вступление в силу решения об отмене маршрута регулярных перевозок, предусмотренного частью 3 статьи 12 или частью 3 статьи 13 Закона № 220 – ФЗ, поступление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления сведений о государственной регистрации смерти индивидуального предпринимателя, которому предоставлено право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (за исключением случая, если этот индивидуальный предприниматель является участником договора простого товарищества, которым предусмотрено сохранение данного договора в отношениях между остальными участниками).
Статья 29.1. Закона 220 – ФЗ дополнена п. 4 и 5, которыми устанавливается порядок действий уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в случае принятия федерального закона, предусматривающего изменение границ часовых зон и выявления остановочного пункта, включенного в межрегиональный маршрут регулярных перевозок, но отсутствующего в реестре остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок.
С 1 сентября введен механизм, позволяющий исключать из реестра межрегиональные маршруты регулярных перевозок, которые фактически не эксплуатируются перевозчиками и на которые перевозчиком не были получены разрешительные документы. Включение этих маршрутов в реестр предусмотрено переходным периодом в соответствии с 39 статьей 220-ФЗ. Выдача разрешительных документов на межрегиональные маршруты производилась только при наличии всех остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов.
Статьей 26 Закона № 220 – ФЗ уточняется, что формат размещения сведений в реестре должен предусматривать возможность их отбора и сортировки с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предназначенных для создания, просмотра и редактирования текстовых файлов и электронных таблиц.
Статьей 18.1 Закона № 220 – ФЗ закреплен порядок изменения вида маршрута регулярных перевозок, которым определено, что вид маршрута регулярных перевозок изменяется в случае вступления в силу нормативного правового акта, предусматривающего изменение границ федеральной территории «Сириус», субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения, городского округа или муниципального округа, влекущее изменение вида маршрута регулярных перевозок.
Уточнен порядок направления заключений, уведомлений и писем, касающихся установления новых маршрутов – согласно новой редакции ч.2 ст. 6 Закона - 220-ФЗ возможно осуществлять в форме электронного документа. При этом, будет усилена безопасность направляемых документов в связи с подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
Изменения, внесенные в ч. 10.1 и 11.1 ст. 4 Закона – 220-ФЗ, устанавливают сроки начала перевозок по измененному межрегиональному маршруту регулярных перевозок не позднее, чем через 10 дней со дня изменения сведений
о данном маршруте в реестре, а если изменение данного маршрута предусматривает увеличение максимального количества транспортных средств и (или) изменение их характеристик – не позднее, чем через 90 дней со дня изменения сведений о данном маршруте в реестре.
В Федеральном законе от 13.07.2015 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Закон № 259-ФЗ) закреплено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа, перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозки пассажиров и багажа легковым такси и перевозки грузов являются разрешенными видами предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов.
Осуществление иных видов предпринимательской деятельности по перевозкам пассажиров и багажа, грузов, а также распространение информации о такой деятельности теперь запрещено.
Прямое определение видов перевозок, разрешенных к осуществлению в Российской Федерации, дает четкое понимание предпринимателям при выборе вида деятельности, которым они хотят заниматься, что есть только 4 вида перевозок, которые можно выполнять законно, и для их выполнения необходимо исполнение требований всех нормативно-правовых актов, относящихся к конкретному виду перевозок, а все остальные варианты предпринимательской деятельности законодательством России не допускаются.
Эти изменения значительно упростят задачу контролирующих и правоохранительных органов при выявлении и пресечении перевозок грузов, пассажиров и багажа, не предусмотренных законом.
Изменения, вступившие в силу с 01.09.2024, повлекли за собой необходимость внесения изменений в федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Так, статьей 27 Закона № 259-ФЗ установлены ограничения по заключению договоров фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа для заказных перевозок.
Заключение договора фрахтования согласно в ч. 1 ст. 27 Закона № 259-ФЗ с каждым пассажиром в отдельности не допускается. Также не допускается осуществление перевозок пассажиров и багажа по заказу на условиях, предусматривающих предоставление права проезда в транспортном средстве за плату неопределенному кругу лиц, а также распространение информации об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по заказу на указанных условиях.
Изменения в части заказных перевозок направлены на сокращение конкуренции между заказными и регулярными пассажирскими перевозками.